![]() |
---|
В кадре не должно быть ничего лишнего |
Приступая к съемке, выберите сюжет снимка и подумайте о его композиции. Под сюжетом подразумевается содержание снимка. Композицией называют построение изображения в кадре, расположение объектов, входящих в кадр. Содержание и композиция снимка взаимосвязаны: композиция должна наиболее полно раскрывать содержание. Следует выделять в кадре главные детали изображения, а второстепенные - передавать так, чтобы подчеркнуть главное или, по крайней мере, не отвлекать от него внимания. Большую роль в этом играет умение кадрировать снимок, то есть оставлять в кадре только то, что нужно для раскрытия содержания, а все остальное отсекать границами кадра. Из множества разнообразных сюжетов - городские или сельские пейзажи, архитектурные сооружения, памятники старины, растения, животные, люди, спортивные и производственные сценки, натюрморты - начинающему полезно выбирать такие, содержание которых дает возможность увидеть, как влияют на качество изображения различные варианты фокусировки объектива, установки диафрагмы, выдержки, понять, какое значение имеют светотени, фон, направление и характер света, отражение его от соседних предметов (рефлексы), высота расположения фотоаппарата и т. д. Начинать лучше с натурных съемок (вне помещений) во дворе или на улице, где в кадр могут попасть объекты, расположенные от фотоаппарата на расстоянии от 2 -3 до 10 - 15 метров.
![]() |
---|
Для того чтобы разобраться в результатах первых съемок, целесообразно сделать несколько снимков с одним сюжетом, изменяя только один параметра или выдержку, или диафрагму - или фокусировку. В светлое время дня можно установить диафрагму 1 :8 и отснять кадры, последовательно изменяя выдержку от самой большой (например, от 1/30 с) до самой короткой. Затем повторить съемку при постоянной выдержке, например 1/60 с, но с последовательным изменением диафрагмы. Если погода солнечная, то полезно сделать серию снимков (при выдержке 1/125 с и диафрагме 1:8) с изменением направления съемки. Сравнив их, вы получите представление о значении положения источника света. Если сюжет имеет много планов, то, фокусируя объектив на предметах, расположенных на переднем, среднем и заднем планах, вы увидите, как проявляется зависимость глубины резко изображаемого пространства от фокусировки объектива.
Обратите внимание на линейную перспективу, на то, как уменьшается масштаб однотипных объектов, например деревьев, домов, в зависимости от их удаленности от камеры. В пасмурный день или при легкой дымке легко заметить и воздушную перспективу, то есть уменьшение яркости и контраста предметов, удаляющихся от точки съемки. Необходимо учиться использовать линейную и воздушную перспективы для изображения пространства.
![]() |
---|
Линейная перспектива, уходящего вдаль забора |
![]() |
---|
В пейзаже открывается пространственная перспектива. |
После дома за компьютером, открыв фоторедактор (например фотошоп или лайтрум), вы сможете проанализировать с какой выдержкой и диафрагмой сделан снимок или с изменением какого параметра отснята серия. Тогда вы будете знать, в каких условиях снят каждый кадр и в чем причина отличия его от других.