Вход в систему

Одним из главных условий получения резкого фотоснимка – это правильная фокусировка. Правильной фокусировкой следует считать такую, при которой резко будет изображено то, что необходимо по вашему замыслу и сюжету. При наведении резкости объектива на какой-либо объект, на фотографии могут получиться резкими не только сам объект, а и все что находятся ближе или дальше от него. Это не всегда соответствует нашему желанию.

Или, возможно, вы пробовали делать портреты с размытым фоном. Если так, то вы могли заметить некоторую особенность, что при одном и том же значении диафрагмы, чем ближе к камере находится объект съемки, тем более размытым становится задний план. То есть существует некоторая закономерность, но как же научиться правильно ее использовать?

Для этого на объективе существует шкала глубины резкости и шкалы расстояний. Умение ими пользоваться предоставляет фотографу широкие возможности для решения творческих задач.

Эти две шкалы используются когда:

- необходимо из ряда предметов, расположенных на различном расстоянии по глубине пространства, выделить только сюжетно важные;
- вы выбрали определенное значение диафрагмы, навели резкость на объект съемки, то с помощью шкалы глубины резкости и шкалы расстояний, вы можете определить границу резко изображаемого пространства (ГРИП), т.е. какие предметы до нашего объекта съемки и после него будут резкими.

Конечно, конструкция не всех съемных объективов предполагает наличие этих шкал. Если на вашей оптике этих шкал нет, все равно, изучив эту статью, вы сможете на более глубоком уровне понимать, что влияет на глубину резкости в пространстве фотографии. Если у вас под рукой есть советский объектив можете взять его в руки и, читая статью пробовать в качестве тренировки вертеть шкалу резкости, менять диафрагму и пробовать определить ГРИП.

Дальше рассмотрим несколько примеров.

На рис. 1 показана оправа объектива с кольцами и шкалами. На кольце 1 нанесена шкала диафрагменных чисел. Поворотом этого кольца до совмещения выбранного значения диафрагмы с точкой на неподвижной части оправы устанавливают ту или иную диафрагму. На неподвижной части оправы нанесена установочная метка 2, по обе стороны которой расположены симметричные части шкалы глубины резкости 3. Подвижное кольцо 4 со шкалой расстояний 5 предназначено для фокусировки объектива на выбранное расстояние.

Индустар 50-2
Индустар 50-2

Расположение шкалы расстояний относительно шкалы глубины резкости при фокусировке меняется. На рис. 1, а, б, в показаны три варианта их расположения.

шкала глубины резкости и шкала расстояний
РИС. 1. ТРИ ВАРИАНТА ПОЛЬЗОВАНИЯ ШКАЛОЙ ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ: а - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПЕРФОКАЛЬНЫХ РАССТОЯНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВЫБРАННЫМ ЗНАЧЕНИЯМ ДИАФРАГМЫ; б - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ ПРИ НАВОДКЕ ОБЪЕКТИВА НА ЗАДАННОЕ РАССТОЯНИЕ И ВЫБОР ДИАФРАГМЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ; в - ПОЛУЧЕНИЕ НАИБОЛЬШЕЙ ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ ПРИ ВЫБРАННОЙ ДИАФРАГМЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ДО ТОЧКИ НАВОДКИ ОБЪЕКТИВА ПРИ ЭТОМ УСЛОВИИ

Шкала расстояний заканчивается символом бесконечность. На рис. 1, а ему соответствует расстояние примерно в 30 м. Для различных объективов оно будет отличаться. При совмещении символа бесконечности с установочной меткой все объекты, расположенные за этой границей, будут изображены резко. При уменьшении светового отверстия объектива резкими будут не только предметы, расположенные бесконечности, но и те, которые находятся ближе, то есть граница резко изображаемого пространства приближается к фотоаппарату. Как определить это расстояние?

Рис. 1, а отображает зависимость величины гиперфокального расстояния от выбранного числа диафрагмы. Из рисунка видно, что граница резко изображаемого пространства при диафрагме 8 находится на расстоянии от двух с лишним метров до бесконечности, при диафрагме 2,8 — на расстоянии от 12 м до бесконечности и т. д.

Если объектив сфокусировать, например на 3 м (рис. 1, б), то глубина резко изображаемого пространства будет определяться расстоянием между ближней и дальней ее границами. Так, при диафрагме 2,8 резкими получатся предметы, расположенные на расстоянии от 2,5 до 4 м от фотоаппарата. При диафрагме 5,6 - соответственно от 2 до 15 м, а при диафрагме 8 — от 1,5 м до бесконечности.

Комментировать