Вход в систему

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП)

- это очень важное понятие, каждый фотограф должен уметь им пользоваться осознанно. В этой статье я постараюсь внести ясность в понимание этих страшных слов и доказать, что такими замудренными они кажутся лишь поначалу, а на самом деле все очень просто.

Для фотографического изображения Глубина Резко Изображаемого Пространства она же ГРИП, она же по-английски Depth of Field, в сокращении – DOF - это область пространства, в которой все находящиеся объекты будут казаться резкими и четкими. Пространство же до этой резкой области и после нее будет казаться размытым. Смотри схему 1.

Схема глубины резко изображаемого пространства
Схема 1
ручки и карандаши-пример ГРИП
Уменьшение ГРИП от центра изображения вдоль по вертикале

Понятия ГРИП и Глубина резкости на самом деле отличаются друг от друга, хотя взаимосвязь между ними существует.

Как ГРИП, так и Глубина резкости объектива зависит от выбранной диафрагмы. Глубина резкости возрастает при увеличении диафрагменного числа и отсчитывается по оптической оси в плоскости оптических изображений, а не в сторону расположения объектов съёмки, за объективом, как в ГРИП. Собственно говоря, фотограф в своей практике не сталкивается с оценкой величины глубины резкости. Она используется только при изучении теории объектива.

Кружок нерезкости (кружок рассеяния)

Кроме того Глубину Резко Изображаемого Пространства можно рассматривать как одну из характеристик объектива. Давайте обратимся к схеме 2. Мы видим, что идеальная резкость возможна только в фокальной плоскости. Вся остальная часть пространства теоретически находится вне пределов резкости. Но дело в том, что наше зрение не идеально и пространство между линиями а и б мы воспринимаем как резкое. Возникает вопрос: "На каком удалении от фокальной плоскости, наши глаза смогут заметить размытость изображения? И как определить эти границы?" Для решения этих задач при расчетах глубины резкости объективов берется во внимание кружок нерезкости (кружок рассеяния). Это допустимое нерезкое изображение точки, формируемое объективом. Размер диаметра этого кружка зависит от величины матрицы (пленки). Для полноформатных камер с матрицей 24×36 мм допустимый размер кружка нерезкости примерно равен 0,03- 0,05 мм, для кропнутой матрицы формата 4/3 кружок нерезкости будет меньшего размера уже около 0,015 мм. Это справедливо при условии, что мы печатаем изображение одного и того же размера.

Т.е. кружок рассеяния это некий эталон резкости. Идеально резкая точка находится на фокальной плоскости - это минимальная точка, которую способен сформировать объектив. При некотором незначительном отдалении вправо или лево от нее по оптической оси, мы можем говорить о возникновении минимального кружка рассеивания. При дальнейшем удалении кружок нерезкости будет увеличиваться. Пока не достигнет некой предельной максимальной величины которую наша зрительная система еще способна воспринимать как точку. Этот наибольший размер кружка рассеяния, называемой допустимым кружком рассеяния. При еще большем отдалении от фокальной плоскости кружок нерезкости мы воспринимаем уже не как точку, а как пятно и вследствие этого изображение начинает становиться все более и более размытым. На схеме это область, находящаяся за границами глубины резкости.

Кружок рассеяния и ГРИП
Схема 2

Когда человек смотрит на изображение с расстояния 0,25 м, то воспринимает снимок как абсолютно резкий, при условии что кружок рассеяния меньше 0,1 мм.

На ГРИП влияет:

- значение числа диафрагмы;
- расстояние до объекта съёмки;
- фокусное расстояния объектива;
- величина кружка нерезкости.

Читайте похожую статью: Влияние диафрагмы, фокусного расстояния объектива, расстояния до объекта съемки на величину ГРИП и гиперфокальное расстояние

Комментировать