Вход в систему

Фотограф и модель
Фотография из интернета

Фотограф и модель в портретной съемке - это два ключевых лица, необходимых для создания снимка. Чтобы узнать какой вклад вносит каждый в создание снимка давайте обратимся к прошлому.

До изобретения фотографии возможность «попасть в историю» была привилегией очень богатых людей. Услуги известных живописцев и скульпторов всегда были в дефиците, их работа занимала много времени, что выливалось в высокую стоимость.

Традиционно портреты писались в максимально хвалебном стиле. На самом деле мы не знаем, как, к примеру, выглядела королева Елизавета I. Мы можем принять, что ее знаменитые портреты — это точные копии оригинала, но уже меньше уверенности в том, что мы узнали бы ее на улице, одетой, скажем, в джинсы и футболку, а не в пышные придворные платья, украшенные драгоценностями, в которых она обычно представлена.

Традиция приукрашивания и возвеличивания продолжалась и после изобретения фотографии. Вспомните изображения Ленина, Стиль, использованный при создании его портретов и статуй, делал его внешность гораздо более героической, чем на фотографиях, и мы помним его по каноническим моделям, а не реальным копиям.

Даже если нет недостатка в портретах-копиях, все равно существует тенденция благосклонного восприятия канонических моделей в ущерб обыденному или натуралистичному стилю. Вспомните, например, о бесконечном множестве существующих портретов Черчилля и о том, относительно небольшом их количестве, которые снова и снова появляются в прессе и которые достигли канонического статуса, отчасти благодаря своим реальным качествам, отчасти в силу многократного повторения. До сих пор, следовательно, портреты отлично подходят для разных интерпретаций. Например, портрет может быть символом «лидера бизнеса», «семейного человека», «профессора», «благополучного потребителя», «секс-богини». В этом смысле он, до некоторой степени, независим от объекта съемки. Модель — он или она — становится простым инструментом для иллюстрирования темы, продажи товара (авиабилета, марки пива) или концепции («американского образа жизни", «успеха в учебе», «Европейского ресторанного сообщества»).

В другом контексте портрет может быть точной копией конкретного человека, хотя, в любом случае, камера всегда лжет. В кадре одного фотографа объект непринужден и весел. Сквозь объектив другого мы видим строгого, холодного и резкого человека. В третьей ситуации изображение может выйти за рамки личности и символа, и мы столкнемся с набором кривых и прямых линий на текстурированном фоне, что красиво само по себе.

Здесь мы подходим к вопросу о том, зачем фотографы снимают портреты. Некоторые, конечно, делают это лишь ради денег. Но даже у самых коммерчески настроенных фотографов-портретистов должна быть причина, по которой они снимают именно людей, а не что-то другое. И многие фотографы хотят искренне добиться схожести, лежащей ниже уровня кожи, они хотят «заглянуть в душу» своей модели, дать психологическую интерпретацию. Таким образом, становится очевидным круговой характер процесса: портрет в одинаковой степени психологическая интерпретация, как фотографа, так и модели. Есть злые фотографы и есть добрые, мягкие и жесткие, беззаботные и очень серьезные. Фотограф делает портреты, исходя из одного круга причин, модель позирует ему по совершенно другому ряду соображений, а снимок — единственное место, где они встречаются.

Комментировать