Вход в систему

Если вы интересуетесь фотоискусствам, вы наверняка часто слышали различные термины, связанные с понятием света в фотографии. Это не мудрено, ведь по характеру и происхождению различают различные типы света в фотографии. Давайте рассмотрим этот вопрос.

ЖЕСТКИЙ И МЯГКИЙ СВЕТ

Мягкий свет — это такой тип освещения, когда граница перехода полутени в тень занимает большую площадь. Такой свет например , можно увидеть в облачный день. Теней очень мало, если они вообще есть, а цвета приглушены. Окружающий нас мир кажется малоконтрастным, пастельным и мягким.
А вот для жесткого света характерен маленький переход от полутени к тени. Такой свет можно наблюдать в ясный, солнечный день, когда прямые солнечные лучи не встречают на своем пути никакой преграды. Он создает отчетливые, глубокие тени, обеспечивает высокую контрастность и делает цвета ярче. При таком освещении, кажется, что мир состоит из резких линий и острых углов. Мягкое и жесткое освещение называются соответственно рассеянным и направленным.
В совокупности эти два термина описывают качество света. Поэтому, когда мы спрашиваем, при каком освещении была сделана эта фотография, мы, по сути, интересуемся, был ли свет рассеянным или направленным.
Иногда встречается и комбинированный свет, который является сочетанием рассеянного и направленного.
Где бы вы сейчас ни находились, оглядитесь вокруг и оцените, мягкое ли освещение вы видите или жесткое. А теперь посмотрите на фотографию, которую видите поблизости, и попытайтесь оценить, при каком освещении был сфотографирован данный объект съемки — мягком или жестком. Вы видите четко очерченные тени?
Или их нет вообще? Или что-то среднее? С этого момента старайтесь обращать внимание на качество света, который окружает вас каждый день. Также обращайте внимание на те объекты или сцены, которые, по вашему мнению, удачно освещены.
Почему при данном освещении объект съемки выглядит столь интересным? Попробуйте представить, как бы выглядел этот объект при другом освещении. Он смотрелся бы столь же интересно?
Фотографы видят и «чувствуют» свет лучше всех других людей. Но при этом мало просто знать, что вам больше нравится освещение определенного качества, нужно четко понимать, почему. Знание качеств света поможет вам принимать более грамотное решение при проведении студийных фотосъемок, выбирая наиболее приемлемые варианты освещения.

Мягкий и жесткий светНа этих фотографиях хорошо видно, чем жесткое освещение (слева) отличается от мягкого (справа).

РАЗМЕР ИСТОЧНИКА СВЕТА

Теперь, когда вы знаете свойства жесткого и мягкого света, у вас наверняка появится вопрос: а что же делает свет жестким или мягким? Ответ достаточно прост — размер источника света относительно размера объекта.

Если источник света достаточно большой относительно объекта съемки, освещение будет мягким. А если источник света относительно мал по сравнению с объектом съемки, освещение получится жестким.

Мягкий свет в портретеЭта фотография была сделана при естественном солнечном освещении. Солнце находилось справа от камеры. Сначала прямые солнечные лучи были слишком яркими, и модели было трудно держать глаза открытыми. Рассеивающая панель размером 90х90 см, установленная напротив модели, рассеяла прямой солнечный свет. Использование панели, по сути дела, преобразовало маленький источник света - солнце - в софтбокс размером 90х90 см. Это дало возможность девушке не щуриться и позволило получить очень приятное спокойное освещение.

Например, если вы делаете портрет человека в прямых солнечных лучах, источником света будет, конечно же, солнце. Даже, несмотря на то, что оно очень яркое, его отдаленность делает эффективный размер солнца как источника света очень маленьким. Если вы вытяните руку, соедините большой и указательный пальцы и посмотрите на солнце, то увидите, что оно как раз уместится в образовавшемся кружочке. Я знаю, что солнце огромно, но здесь, на Земле, я могу уместить его в своей ладони.

С другой стороны, если вы будете делать портрет в облачный день, небо, затянутое облаками, станет одним огромным источником света. Освещение будет мягким, так как размер источника света будет очень велик по сравнению с размером объекта съемки. В этом случае я уже не смогу уместить источник света на своей ладони.

Расстояние до источника света Источник света, относительно маленький по сравнению с объектом съемки, даст жесткое, направленное освещение. Источник света, достаточно большой по отношению к объекту съемки, даст мягкое, рассеянное освещение. В обоих случаях мы можем сделать освещение более мягким, придвигая источник света ближе к объекту съемки, или более жестким, отодвигая источник дальше.

Как показывают эти примеры, вам не нужно думать о яркости света. В данном случае в расчет принимаются лишь размеры источника света.

ПРИРОДА ИСТОЧНИКОВ СВЕТА

Теперь, когда мы знаем, что освещение бывает мягким и жестким, и знаем, как его получить, нам надо разобраться, какова бывает природа источников света.

Естественное освещение — это солнечный свет в самых различных вариациях. Это могут быть прямые солнечные лучи, свет из окна, открытая тень (затененная территория в непосредственном соседстве с территорией, залитой солнцем).

Искусственное освещение создается не солнцем, а различными источниками света искусственного происхождения. Это могут быть электрические лампы накаливания общего бытового и промышленного назначения, люминесцентные и импульсные лампы, декоративные огни и многочисленные другие источники. Все они могут использоваться для того, чтобы осветить объект съемки.

Доступный свет — это совокупный свет от всех источников света, которые освещают объект съемки без вмешательства фотографа. Это может быть комбинация естественного или искусственного освещения. Например, вы можете делать портрет человека, которого освещает естественный свет из окна, а искусственный свет лампы накаливания домашнего светильника будет подсвечивать фон. Доступный свет также называется окружающим светом.

Эти термины могут казаться вполне очевидными, но они занимают отдельное место в лексиконе людей фотоискусства. Главное преимущество фотографа, который мастерски владеет искусством освещения, состоит в том, что он может активно управлять светом, достигать значительного разнообразия световых решений, создавать желательное освещение в любых условиях, вне зависимости от ситуации. Такой профессионал сможет сделать так, чтобы при искусственном освещении фотографируемая сцена выглядела совершенно естественным образом, и наоборот.

Ключевые термины статьи - типы света в фотографии
Искусственное освещение - освещение, созданное источниками света искусственного происхождения.

Доступный свет - совокупный свет от всех источников света, которые освещают объект съемки без вмешательства фотографа.

Жесткое освещение - освещение, созданное источником света, размер которого очень мал по сравнению с размерами объекта съемки. Создает глубокие, четко очерченные тени и яркие цвета.

Естественное освещение - солнечный свет (прямые солнечные лучи; солнечный свет, поступающий через окно, и т.п.).

Мягкое освещение - освещение, созданное источником света, достаточно большим по сравнению с объектом съемки. Создает легкие тени (возможен даже вариант их полного отсутствия) и делает цвета более размытыми.

Комментировать