Вход в систему

Знаете ли вы, что различные части кадра воспринимаются зрителем по-разному, одни воздействуют более сильно, другие - менее. В какой же области фотографии размещать наиболее важные объекты съемки? В этом вопросе нам поможет разобраться правило третей.

Вы играли когда-нибудь в крестики-нолики? Если нет, то по крайней мере видели, как это делают другие. Мысленно поделите кадр как в игре крестики-нолики. Линии и четыре точки, где они пересекаются - это самые важные части изображения. Внимание человека притягивается не в центр кадра, а именно на эти участки снимка. Так что размещайте самые важные элементы изображения на этих линиях или точках, и ваши фотографии будут гораздо эффектнее.

Расположение линий и точек пересечения в правиле третей
Расположение линий и точек пересечения в правиле третей

Еще один важный момент – человеческий глаз скользит по фотографии в определенном порядке и это стоит учитывать. Ниже на схеме я показал, как это происходит.

Как взгляд человека скользит по фотографии
Точки пронумерованы согласно очередности их прохождения нашим взором. 1 - исходная точка внимания, от нее взгляд движется к точке 2, потом к точке 3, затем к точке 4 и наконец, возвращается в исходную точку 1.

Вы можете творчески использовать эту закономерность. Например, в точку 4 можно спрятать самый важный объект съемки. Зритель смотрит в точки 1, 2, 3 уже расслабился и считает, что ухватил суть фотографии, но тут «бац» сюрприз, который меняет отношение ко всей фотографии в целом. В качестве примера можно привести фотографию очень известного фотографа Анри Картье-Брессона.

Фотография Анри Картье-Брессона
Фотография Анри Картье-Брессона
Собака внизу снимка - это тот самый сюрприз, о котором я говорил

Несколько рекомендаций:

Я свободна. Canon 550d. Объектив Юпитер 37а
Если объект съемки движется, то располагайте его в кадре таким образом, чтобы впереди оставалось больше пространства, чем сзади. Это нужно для того, чтобы подчеркнуть в каком направлении будет развиваться движение.
Название фотографии - Я свободна.
Фотоаппарат Canon 550d, 1/1000, ISO 400, объектив Юпитер 37а
Девочки и собака. Canon 550d. Объектив Юпитер 37а
Если хотите показать внезапность движения или его резкую и неожиданную остановку, вы можете нарушить это правило. Проведите границу кадра перед движущимся объектом.
Название фотографии - Хороший пес.
Фотоаппарат Canon 550d, 1/640, ISO 400, объектив Юпитер 37а
Пес. Canon 550d. Объектив Юпитер 37а
Если объект смотрит в определенном направлении, опять-таки в сторону взора следует оставить больше пространства.
Фотоаппарат Canon 550d, 1/1000, ISO 400, объектив Юпитер 37а
Ночной пейзаж - река Харьков
Линию горизонта лучше всего размещать на верхней или нижней горизонтальной линии.
На фото Река Харьков.
Фотоаппарат Canon 550d, 1/60, f/2, ISO 3200, объектив Гелиос 44М-4
Мальчик и мама. Фотоаппарат Canon 550d, 1/640, ISO 400,  объектив Юпитер 37а
Если объектов съемки много, размещайте их в разных узлах.
Название фотографии - Мама и сын.
Фотоаппарат Canon 550d, 1/640, ISO 400, объектив Юпитер 37а

P.S. Сейчас, наверное, в каждом цифровом фотоаппарате есть опция «отобразить сетку». Если ее активизировать, то на дисплее фотоаппарата появится сетка, о которой мы говорили в этой статье. Это очень удобно, и вам больше не понадобится играть в крестики-нолики в своем воображении.

Читайте еще:
Фотосъемка в студии и на природе

Комментировать